16+
закупки_и_продажа.jpgконтакты.jpg
Пресс-центр

Лица Победы: рассказывает Андрей Червочков, юрисконсульт отдела правового обеспечения управления по сбыту тепловой энергии г. Ярославль

Лица Победы: рассказывает Андрей Червочков, юрисконсульт отдела правового обеспечения управления по сбыту тепловой энергии г. Ярославль Мой дед, Александр Константинович Червочков, родился 14 августа 1926 г. в деревне Веретье (ныне Волховский район Ленинградской области). У родителей было пятеро детей: три сына и две дочери. До войны жили неплохо, не бедствовали. Прадед, Константин Червочков, строил Волховскую гидроэлектростанцию на реке Волхов в Ленинградской области. Впоследствии работал на ней. В войну был на фронте, получил ранение. Александр, будучи четырнадцатилетним подростком, очень хорошо запомнил первые дни войны: выступление Молотова по радио, толпы людей на улицах города. Все готовились идти на фронт. Высоко в небе залетали вражеские истребители. Вначале немцы думали, что легко возьмут город Волхов и ГЭС, не бомбили, чтобы сберечь для себя. Разгорелись тяжелые бои под Тихвином - это 75 км от Волхова. После боев над Москвой нажали и под Тихвином, проложили Дорогу жизни в Ленинград через Новую Ладогу и Ладожское озеро. Сам Волхов не был под фашистами. Командующий Федюнинский смог через Сталина подчинить себе Ладожскую и Волховскую флотилии, отправить моряков на передний край и отстоять Волхов. Подростки прямо из школы были отправлены на военный завод, где делали минометы. Всего неделю поучился на слесаря и Александр, а потом стал самостоятельно работать за взрослого. Большую часть завода эвакуировали на восток, а подростки проработали тут до конца войны, собирая недостающие станки и оборудование. Особенно трудно было в 1942-м, когда ежедневно бомбили. В налетах участвовали сотни фашистских самолетов. Больше всего досталось железнодорожной станции, один из пролетов моста через реку Волхов был разрушен, но через сутки восстановлен. Он сохранился до наших дней и не похож на другие пролеты моста. За 17 дней, к 2 марта 1943 года, под прицельным огнем врага была построена железная дорога длиной в 33 км. Она соединила блокадную внутреннюю сеть железных дорог Ленинграда с внешней, ведущей на Волховстрой. Пять тысяч человек днем и ночью рубили деревья, заготавливали шпалы, подвозили и подносили рельсы. Для быстроты шпалы и рельсы укладывали непосредственно на снег и на лед. 7 февраля 1943 г. после полуторогодового перерыва смогли отправить в Ленинград первый поезд с продовольствием и боеприпасами. Благодаря противовоздушной обороне и зенитным орудиям сумели отстоять и ГЭС. В годы Великой Отечественной войны ленинградские энергетики осуществили уникальную операцию, вошедшую в историю как прорыв энергетической блокады Ленинграда. Практически все тепловые электростанции блокадного города в первые месяцы войны были остановлены из-за отсутствия топлива. В 1942 г. для обеспечения города электроэнергией через Ладожское озеро был проложен подводный кабель, и основным источником энергоснабжения блокадного Ленинграда стала Волховская ГЭС. В одном из стихотворений Ольги Берггольц есть строки: «Он пришел к нам, он первый прорвал блокаду, волховстроевский ленинский свет…» Александр был призван в Красную армию Волховским РВК 21 ноября 1943 г. в 17 лет. Он сразу был направлен в Ленинград, где прослужил автоматчиком пять с половиной месяцев. Были страшные артиллерийские обстрелы, враг стоял рядом. В 1944 г., после прорыва блокады, стали готовиться к первомайскому параду, но потом их часть была срочно направлена на фронт в район станции Бологое. Затем Александр до конца войны воевал в Прибалтике. Немцы здесь очень укрепили оборону. Молодых бойцов учили форсировать реки. А настоящее боевое крещение прошли они в районе боев между городом Псковом и городом Островом Псковской области при форсировании реки Великой. Большие бои были в Латвии около города Валка на границе с Эcтонией. Шли сплошные минные поля, дороги разрушены, железнодорожные пути разбиты, шпалы разломаны, кругом глубокие рытвины. Орден получил там же, близ города Валка, когда первым ворвался в окопы врага. Был легко ранен в голову, лежал в армейском госпитале, а потом вернулся в свою часть. Победу встретил около города Салдуса. За время боевых действий был награжден орденом Славы III степени и медалью «За отвагу». После войны был награжден еще восемью юбилейными медалями и орденом Отечественной войны II степени. После войны работал на алюминиевом заводе в Волхове. В 1960-х переехал в Архангельскую область. Работал в лесу бригадиром и был награжден еще двумя медалями «За доблестный труд». Воспитал восьмерых детей. Не стало его 9 июня 2009.